Гитары PRS - любовь в миллиметрах или один день на заводе Paul Reed Smith (Часть 2)

25 апреля 2018 г. 19:00

Гитары PRS - любовь в миллиметрах или один день на заводе Paul Reed Smith (Часть 2)

В этой статье я попытаюсь рассказать свои впечатления и некоторые факты о производстве гитар PRS - непосредственно от момента когда есть только дерево до момента получения готового продукта - новой гитары PRS.  

Как, я уже отметил в прошлой статье , все дерево на завод PRS поступает из всех уголков планеты, это специальные склады с древесиной, которые раскиданы по всей планете, дорогие порода дерева и редкие типа Black Limba, Koa, Hormigo, Brazilian Rosewood, Sapele, Tulip, Blackwood, Snakewood, ... их очень много, все наверное не перечесть, уже являются отборным деревом на самих этих складах, так что PRS после их получения просто обеспечивает их сохранность до момента заказа этого дерева в гитару, конечно чаще всего это PRS Private Stock, но иногда некоторые породы доступны для PRS Wood Library изданий.

Редкое дерево хранится в комнате "PRS Vault" это как кабинет с полочками, в котором температура и влажность, как в лучших домах Парижа. Остальное дерево нахордится внизу на заводе либо в специальных закрытых камерах (в основном махагони, которого больше всего) и кленовые топы обычные и 10 топ, топы класса Artist Grade и Artist Quilt топы хранятся на отдельной полке в комнате Wood Library Room. Топы разделяются на West Coast и East Coast, они очень схожи между собой, и звук у них одинаковый, однако если Вы ищите экстраординарный топ , который не просто с прямыми линиями, а с чем-то таким эдаким - это скорее всего будет West Coast, East Coast часто имеет пересечный рисунок типа клеточки либо прямой ровный, тут каждый выбирает по своим вкусам, иногда ист кост и вест кост невозможно отличить по рисунку. 

Самый частый задаваемый мне вопрос - Чем отличается 10 топ от не 10 топа и Artist ? Отвечаю - отличие в красоте топа и его цене))) Деление на классы топа происходят когда дерево поступает на завод - non-10 top не нужно быть семь пядей во лбу - они не имеют идеально ровного рисунка топа, скорее всего имеет "пятна" может быть волнистым в одном месте и прямым в другом - такие топы стоят меньше всего на Core Models. 10 Top - это когда нет пятен на топе, он более менее ровный. Artist Grade Top возможен только на заказах Artist Package и Wood Library - это самые красивые идеально ровные топы, а если не ровные то экстраординарные со своеобразным рисунком. Ну и Private Stock конечно вы можете заказать любой вид топа, так я себе заказал PS в виде водопада, то ли солнца, кому как удобнее его называть.... и его нашли! Выбор топа на заводе довольно субьективный момент, поэтому иногда 10 TOP не выглядит как 10 топ, а non-10 top может выглядеть даже круче чем 10 топ. Положа руку на сердце, честно скажу, что в первую очередь, это все же маркетинг и красота. Когда не было серии Artist Package ПРС отбирали шикарнейшие 10 TOP, как сейчас AP и 10 топ все реже встречаются, чтоб они были шикарными. Один мастер посчитает топ 10 топ, а второй артист грейд... в общем так или иначе эти разделения идут сразу по прибытии дерева на завод, и ставятся соответсвующие маркировки на деревяхе - East cost (red and blue stripes) & West coast (Red stripe). 

Работа над гитарой начинается с грифа, как пояснил мне Тим, это связано с тем, что гриф делается дольше деки, на гриф может уйти более месяца, а то и двух, в то время как дека обычно занимает 2-3 недели. Возьмем два варианта грифа - те что делаются для S2 серии и CE24 и для всех Core Models. Грифы всех S2 и CE24 делаются из 3 кусков клена или махагони, смотяр какая модель (пятка, гриф, голова) + "уши", часть на которой находятся колки, грифы всех Core Models делаются из одного куска дерева + "уши". Гриф делается на прецезионных станках с ЧПУ, однако шлифовка всех грифов производится вручную, только недавно PRS приобрели шлифовальный станок, и то он на половину ручной, это меня удивило и это факт, так что реально до сих пор гитары PRS делаются далеко не полностью бездушными машинами, 50 % работы делается человеческими руками. Основа грифа когда она склеена уже имеет жолоб для анкера, анкер пресуется сверху специальной планкой, которая больше размера жолоба, включая анкер, т.к. планка просаживается со временем, и вот эту планку уже впресовывают, она долго лежит и только потом сверху клеют накладку на гриф. Накладка из грифа имеет выфрезерованные дырки для птичек, и отдельный человек на каждом грифе собирает эту мозайку - лично видели, сидит человек и ищет нужную часть птички, и вставляет ее в соответсвующее отверстие в накладке грифа. Очень скурпулезная работа. видом материалов для птичек и самих форм птичек просто уйма. Они вприцнипе почти все представлены на сайте PRS в разделе Private Stock Birds.

Вот так, если в кратце, выглядит жизенный цикл производства грифов PRS

Когда гриф готов или почти готов, начинается работа над декой гитары. Вначале с кленовой заготовки обрезется по форме нужной модели профиль гитары.

Далее клен приклеивают к квадратному куску махагони и это все кладут под пресс.

Потом после нескольких дней этот "бутерброд" уже идет на станок. Далее работа делается на станке с ЧПУ - дека укладывается на рабочий стол станка, и благодаря программе, шпиндель фрезерного станка, делает свою работу и фрезерует топ, выемки под все потенциометры, дырки под звукосниматели, бридж и т.д., потом дека переворачивается и фрезеруется зад для электроники под бэкплейтом.

Интересно, что кленовые топы очень толстые, реально толщиной с деку из махагони, но после фрезеровки мы видем что от него остается реально половина, в склейке два шара почти одинаковы, отходов очень много.

Последующая шлифовка топа делается вручную, особенно последние доводки до идеала. Я был шокирован, когда узнал, что PRS только недавно купили станок для шлифовки, и то он частично даже ручной, вот так вот ручками все даже на станке. 

Вот такой дека выходит даже после этого шлифовального станка, а потом все вручную счесывается и полируется. 

С полировкой топа интересная история? опять таки от Тима. Рассказывает: "Я тут работаю уже с конца 80-х и несколько лет назад мне самому захотелось попробовать принять участие непосредственно в изготовлении гитары, я подумал что самое простое и безобидное это шлифовка топа руками. Я попросил Пола Майлза показать мне как это делается, и попросил наждачку и инстурменты для шлифовки. Потратил пол дня на то, чтоб идеально вылизать гитару чтоб не было ни одной неровности и шероховатости, вобщем все сделал как нужно и на мой взгляд даже идеально. Я принес деку Полу, тот посмотрел на нее и через несколько секунд распилил пополам и молча выбросил в отходы. Я просто стоял в шоке. Я спросил почему, что не так??? Пол взял половину уже распилянной деки и показал мне косяк, оказалось, что я возле бриджа, и возле крепления к грифу переусердствовал и сточил на миллиметр или даже меньше - сточил лишнего, а это значит что если в однйо части гитары ошибка на миллиметр или даже его десятую часть, то с другой стороны гитары вверху грифа эта погрешность на конечном этапе будет на много больше и это будет брак. После этого я не брался за какой либо процесс в производстве".   

 

Мы пошли далее... интересный процесс сверления отверстий для проводов внутри - все делается так быстро, есть специальные напрявляющие уголки с отверстиями, которые устанавливаются в нужном месте проводки электроники - одно движение рукой со сверлом - бжжжик - и внутри деки о чудо появились ровные отверстия, ведущие, например, с дырок звукоснимателей до задней панели под некплейтом с потенциометрами. Парень с таким энтузиазмом это показывал, что вот у меня и радилось название этой большой статьи :) Один лишний миллиметр вдавить и сверло просверлит деку насквозь и вся работа до этого - коту под хвост... такие дела... очень важно ничего не напортачить!    

Кстати, смешная история! Подходим мы к спрессованым, но еще не обработанным декам, и видим что между каждым этим "бутербродом" лежит вот такая деревяха

Тим спрашивает "знаешь что это?" и сразу шутит "нет, это не инопланетянин" ))) 

Потом он объясняет, что эта деревяшка закладывается между склеенными деками для того, чтоб они не деформировались после клея и от физических свойств дерева, т.е. выглядит это так махагони+клен - вставка - махагони+топ-вставка... этим набиты полки перед станком.    

После того, как готов гриф и дека - их склеивают (если это модель с вклееным грифом) и отдают в цех покраски, где работают ребята в специальных защитных костюмах.

После покраски гитару шлифуют вручную несколько раз, вскрывают лаком и опять шлифуют... и так несколько раз.

Никто из известных производителей, тот же гибсон, не делает такого, там один раз покрасили - вскрыли лаком - и все. Тут и фишка у PRS, чего я не знал, в этом шлифовании и финиша, и лака. Вообще много интересного я еще узнал.

Вот 10 фактов, которые Вы врядли знали и вряд ли найдете в интеренете еще где-либо: 

1. Сейчас PRS не делают полости или дырки (как гибсон) в гитарах Core Models (США). Ни в одной из солид бади гитар, только семи-холоу и холоубади конечно. Ранее делали но в нескольких изданиях SC250 и SC245. При этом они остаются легкими, что означает очень качественное отобранное дерево на деке.
2. Звукосниматели для Core Models делают на этом же заводе, видел как все мотает станок, очень круто. С этими звукосниматели в основном работают женщины, нужны тонкие пальцы и часть ручной работы как всегда присутсвует...


3. Вся фурнитура Core Models заказная, по чертежам Пола Рид Смита на заказ, в основном Gotoh, но если Вы захотите найти Gotoh такой как у ПРС, то, конечно не найдете, Gotoh не имеет права продавать фурнитуру PRS под своим именем. Так что просто аутсерсинг.  

4. В основном PRS используют лады Dunlop по своим чертежам, так же как и в случаях с фурнитурой, вы не найдете в продаже этих ладов, т.к. даже по моделям у прс отличается сплав металла, его чертежи и т.д. 
5. То, что я писал выше - есть очевидные внешние отличия кленовых топов - если вы видите необычные полосы, ровные широкие, или с загибом, неординарные - это скорее всего West Coast Maple, если вы видите более клетчатую структуру топа - это East Coast Maple


6. Интересную историю рассказал мне Тим. Когда ПРС судились с гибсоном по синглкатам и проиграли, Пол пришел к Тиму (главный менеджер по продажам, с которым собственно мы провели замечательный день) и сказал "бери камеру, пошли снимать видео как отличается наш синглкат от ЛП гибсона". Тот не был оператором)) Они зашли в комнату где лежал новый Gibson LP Custom, не тронутый кастом шоп за 6 к бачей. Пол попросил включить камеру и начать запись, он взял и распилил накуй обе гитары, показав их структуру изнутри, этот материал был учтен в апелляции и помог выиграть суд, ибо гитары абсолютно разные )) В частности эти полости, дырки в некоторых моделях, склейка, ее качество, расположение электроники, потенциометров, тип бриджа и его строение и т.д. все отличалось. Но кроме всего прочего, PRS это коллектив, увлеченный и влюбленный в свой процесс и свои гитары, свою работу, а не Gibson, который просто вылазит на своем имени, да они делали раньше хорошие гитары, но их время прошло, они перестали следить за качеством, а начали думать только о прибыли. вот так и вышло...
7. Названия цветов для гитар рождаются в штуках прямо на заводе, к примеру Eriza Verde - имя работника (мексиканец, я его видел)), Angry Larry - цвет назван в честь Ларри, который работал на заводе, и когда он злился по какой-либо причине - он очень сильно краснел, прям до бурякового цвета, собственно цвет уже не доступен, но многие его знают))) и т.д.
8. Любимая модель Пола - Маккарти даблкат - лично спросил его об этом. Причем, как сказали ребята касательно моего следующего вопроса про любимое дерево, - "He's mahagony guy". Однако, в коллекции пола есть all rosewood neck и даже all ebony neck. Может себе позволить :) 

9. Существет более 100 видов птичек на PRS, которые делятся на внешний вид обычные, малкенькие, больше, old school, юбилейные (10, 20, 30 anniversary), из материала из которого сделаны - абалон, заменитель кости, все возможные камни и т.д. и тп. А складываются они на грифе по частям, как мозайка. Очень тонкая кропотливая работа на каждом грифе.   

10. Пол играет в группе, собственно называется она так же Paul Reed Smith, и в этот же день по случайному стечению обстоятельств, мы были приглашены на первые места на концерт Пола в его городе. Я приобрел оба альбома Пола напамять, очень качественное музло, советую послушать!

На этой нотке и так Вам пока много инфы для усвоения, поэтому пока закончу. В следующей статье расскажу больше про производство Hollowbody гитар, о доведении покрашенных гитар до идеала, установке звукоснимателей, тестах и т.д. Оставайтесь с нами, подписывайтесь, если хотите поддержать наше развитие - покупайте у нас PRS по хорошим ценам :)